Оглавление

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ.. 1

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 1. 2

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 2. 3

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 3. 4

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 4. 5

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 5. 6

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 6. 7

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 7. 8

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ.. 9

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ

Томы для индивидуальных реферативных сообщений:

1. Социологическое воображение, его сущностью признаки.

2. Непосредственные теоретические предшественники социологической науки (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симон).

3. Основоположники социологии как науки (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, А. Кетле).

4. Вклад Э. Дюркгейма и М. Вебера в развитие социологии на рубеже XIХ-ХХ вв.

5. Этапы развития социологической мысли.

6. Развитие социологии в России на рубеже XIX-XX вв.,

7. Вклад П. Сорокина в развитие социологии в первой половине XX в.

8. Вклад Т. Парсонса в развитие социологии в середине XX в.

9. Развитие социологии в Беларуси.

10. Плюрализм современных социологических теорий.

11. Функции социологии как науки.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте определения понятия «социология» следующих авторов: М. Бабосова, М. Вебера, Э. Гидценса, Г. В. Осипова, Н. Смелзера, А. Сорокина, В. А.. Дцова (табл. 2).

Таблица 2

Определения понятия «социология», данные разными авторами

Автор

Содержание понятия

Е. М.

Бабосов

Социология - это наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействия различных социальных систем, о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях

М. Вебер

Социология есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие

Э. Гидденс

Социология - это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ, поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений на улице до исследований глобальных социальных процессов

Г. В.

Осипов

Социология - наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих | законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Объектом социологического познания является общество, рассматриваемое как единый социальный организм

И. Смелзер

Социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального

мира и пытается объяснить их на основе научного анализа

П. Сорокин

Социология - это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных

В.А.

Ядов

Социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессах, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия. Между многообразными социальными общностями; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения

Выделите наиболее характерные, с Вашей точки зрения, признаки предметной области социологии как науки, содержащиеся в определениях вышеназванных авторов.

2. Сформулируйте свое понимание выражения «социологический образ мышления)? на основе изучения и усвоения сущности понятий «объект социологии» и «предмет социологии». Раскройте его характерные черты, покажите особенности проявления в поведении людей.

3. На основе изучения учебно-методической литературы выделите наиболее важные функции социологии как науки и учебной дисциплины. Перечислите основные функции социологии с кратким определением их сущности.

Предложите свое понимание необходимости изучения социологии для подготовки современного специалиста экономического (юридического) профиля.


ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 1

1. Предмет социологии как науки:

а) существует независимо от ученых-социологов;                                                      б) определяется путем консенсуса ученых-социологов;

в) определяется мнением большинства ученых-социологов;                              г) существует в субъективном представлении ученых-социологов.

2. Кто из французских мыслителей вместе с А. Сен-Симоном поставил задачу создания новой науки об обществе?

а) О. Конт; б) Р. Оуэн; в.-Ж.Руссо; г) Ш. Фурье.

3. Определение социологии как науки, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных, принадлежит:

а) М. Веберу; б) Э. Гидденсу; в) П. А. Сорокину; г) В. А. Ядову.

4. Как первоначально называлась наука об обществе, впоследствии получившая название «социология»?

а) социальная динамика; б) социальная механика; в) социальная статика; г) социальная физика»

5. Труд А. Кетле «О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной жизни» имел значение прежде всего для развития: а) общесоциологических теорий;                                                              б) специальных социологических теорий;

в) фундаментальных основ социологии;                                           г) эмпирической базы социологии.

6. В истории развития социологической науки М Вебера относят к представителям:

а) этапа предшественников социологии;                                                                            б) этапа возникновения социологии;

в) классического этапа социологии;                                                                                     г) современного этапа социологии.

7. Кого из представителей социологической науки называют русско-американским социологом?

а) М Ковалевского; б) Т. Парсонса; в) Е. де Роберти; г) П. Сорокина.

8. В истории развития социологической науки Э. Гидденса относят к представителям:

а) этапа предшественников социологии;                                                                            б) этапа возникновения социологии;

в) классического этапа социологии;                                                                                       г) современного этапа социологии.

9. Кто из представителей мировой социологии является автором труди «О разделении общественного труда»?

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) П. Сорокин.

10. Хоторнский эксперимент в социологии связан с эмпирическими исследованиями вопросов:

а) влияния индустриализации на среду обитания;                                                        б) влияния миграции на условия жизни работников;

в) влияния урбанизации на культурную среду;                                                             г) влияния условий труда на рост производительности»

11. Сектор конкретных социальных исследований Института философии и права АН БССР был создан:

а) в 2000 г.; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921 г.

12. Первым руководителем сектора конкретных социальных исследований Института философии и права АН БССР был:

а) Е. M. Бабосов; б) Р. В. Гребенников; в) Г. П. Давидюк; г) 3. И.. Монич.

13. Первым руководителем Проблемной научно-исследовательской социологической лаборатории БГУ был:

а) Г. П. Давидюк; б) С. Д. Лаптенок; в) И. Н. Лущинский; г) Ю. Г. Юркевич.

14. Кафедра социологии и первобытной культуры БГУ была создана:

а) в 2000 г.; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921 г.

15. Первым из перечисленных современных белорусских социологов ученую степень доктора социологических наук получил:

а) Р. В, Гребенников; б) Д. Г. Ротман; в) Л. Г. Титаренко; г) С. А. Шавель

16. Институт социологии АН Республики Беларусь был создан:

а) в 2000 г.; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921 г.

17. Главным редактором журнала «Социология» (г. Минск) является:

а) Е. М. Бабосов; б) Г. П. Давидюк; в) А. И.Данилов; г) А. Н. Елсуков.

18. Белорусское социологическое общество было учреждено:

а) в 2000 п; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921г.

19. Современным белорусским социологом, которому в 2005 г. решением Ученого совета МГУ ит. Ломоносова присуждена премия имени И А. Сорокина, является:

а) Е. М. Бабосов; б) Г. П. Давидюк; в) А. Н. Данилов; г) А. Н. Елсуков

20. Какое из приведенных утверждении наиболее правильное? Современная социология - это:

а) комплекс прикладных социологических исследований и эмпирического знания;                    б) многоуровневый комплекс теорий и типов знания;

в) комплекс социологических теорий среднего уровня;                                                                                    г) комплекс общесоциологических теорий.

21. Структурный функционализм выступает: а) общесоциологической теорией;                               б) социологической теорией среднего уровня;

в) отраслевой социологической теорией;             г) эмпирическим социологическим знанием.

22. Формированию научных представлений об обществе, более целостному восприятию окружающей социальной реальности способствует: а) критическая функция социологии;                                                          б) мировоззренческая функция социологии;

                                                         в) прогностическая функция социологии;                                   г) управленческая функция социологии.


ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 2

1. С биологическим организмом, каждый орган которого выполняет определенные функции, сравнивал общество:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.

2. В надындивидуальной духовной реальности, основанной на «коллективном сознании», то есть на общности коллективных представлений, чувств, верований и т, д., видел первооснову общества:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.

3. В ориентированных друг на друга социальных действиях видел первооснову общества:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.

4. В общности фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, видел первооснову общества: а) М. Вебер; б) 3. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г, Спенсер.

5. Резкое возрастание роли знания и информации характерно: а) для доисторических обществ;                 б) для индустриального общества;

                                                                                                                                                            в) для постиндустриального общества;                     г) для традиционного общества.

6. Разрыв, связанный с более быстрыми переменами в материальной жизни и производство по сравнению с изменениями в нематериальной культуре общества, называют: а) аномией общества; б) дисфункциями общества; в) культурным лагом;

7. Элементы культуры, имеющие место во всех культурах, называют:

аультурным пегом; б) культурными универсалиями; в) социальными нормами, г) социальными ценностями.

8. Культуру отдельных социальных групп, слоев, общностей называют:

а) массовой культурой; б) народной культурой; в) субкультурой; г) элитарной культурой.

9. Родовым, указывающим на принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии понятие: а) индивид; в) личность; б) индивидуальность; г) человек.

10. Совокупность интегрированных в индивиде социально-значимых черт, социальных отношений данного общества выражает в социологии понятие: а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.

11. Иерархическая структура личности по К. К. Платонову выражает: а) биологическую природу личности;

б) биосоциальную природу личности; в) психологическую природу личности; г) социальную природу личности.

12. Конкретное место, занимаемое личностью в системе общественных отношений, это:

а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) социальный статус.

13. Положение личности в обществе, обусловленное социальной значимостью выполняемых ею общественных функций,- это: а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) социальный статус.

14. Уникальность, неповторимость, присущие конкретной личности, выражаются в социологии понятием:

a) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.

15. Иерархическое положение того или иного социального статуса, разделяемое обществом и закрепленное в культуре, общественном мнении,- это: а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) статусный набор.

16. Ожидаемое поведение личности, обусловленное ее социальным статусом - это:

а) социальная мобильность; б) социальная позиция; в) социальная роль; г) социальный престиж.

17. Прогресс приобретения индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им социального опыта называется: аоспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией личности.

18. Процесс целенаправленного формирования у индивида социальных навыков, включения его в социальную среду для приобретения им социального опыта называется:

а) воспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией личности.

19. Ролевой конфликт личности - это:

а) внутригрупповой конфликт; б) внутриличностный конфликт; в) межгрупповой конфликт; г) конфликт между личностью и группой.

20. Американский социолог Джордж Мид в обучении ребенка выполнению ролей взрослых выделял:

а) две стадии; в) четыре стадии; б) три стадии; г) пять стадий.

21. российский социолог В. А. Ядов называет тип личности, наиболее отвечающий объективным условиям данного этапа развития общества: а) базисным типом личности

22. типологию личности в зависимости от соотношения характерных для нее социальных ценностей и соответствующих им средств достижения разработал: а) Р. Мертон; б) В. Г. Немировский; в) Э. Фромм; г) В. А. Ядов.


ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 3

1. Простейшим проявлением социальных связей выступают:

а) социальные взаимодействия; б) социальные институты; в) социальные контакты; г) социальные отношения.

2. Кратковременные, легко прерываемые социальные связи, вызываемые соприкосновением людей в физическом и социальном пространствах,- это: а) социальные действия; б) социальные контакты; в) социальные отношения. г) социальные факты.

3. Первоначальным и необходимым звеном формирования социальных взаимодействий выступают:

а) контакты заинтересованности; б) контакты обмена; (г) пространственные контакты.

4. Социальные контакты, в которых проявляются индивидуальные черты личности или особенности других социальных объектов, называют: а) контактами заинтересованности; б) контактами обмена; в) пространственными контактами.

5. Зависимость между людьми, реализованная через социальное действие,- это:

а) социальный процесс; б) социальная общность; в) социальная связь; г) социальный факт.

6. Покупка пассажиром газеты в привокзальном киоске является приемом социального:

а) контакта заинтересованности; б) контакта обмена; в) пространственного контакта.

7. Понятие «социальное действие» впервые ввел и научно обосновал в социологии:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) О. Коят; г) Т. Парсонс.

8. Ориентация на ответное поведение других людей является у М. Вебера одним из признаков:

а) социального действия; б) социального контакта; в) социального процесса; г) социальною факта

9. Необходимым признаком социального действия по М Веберу является: б) внутренняя мотивация

10). Из выделяемых М. Вебером типов действия наиболее высоким уровнем рациональности обладает:

а) аффективное действие; б) традиционное действие; в) целерациональное действие; г) ценностно-рациональное действие.

11. Действие как единичный акт и одновременно как социальную систему рассматривал в своем анализе:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) 0. Конт; г) Т. Парсонс.

12. Действие как непосредственное взаимодействие людей рассматривал в своем анализе:

а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) 0. Конт; г) Т. Парсонс.

13. Система взаимообусловленных социальных действий, когда действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов, называется:

а) социальным взаимодействием; б) социальным движением; в) социальным процессом; г) социальным фактом

14. В структуре действия Т. Парсонса функцию адаптации выполняет:

а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.

15. В структуре действия Т. Парсонса функцию целеполагания выполняет:

а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система,

16. В структуре действия Т. Парсонса функцию интеграции выполняет:

а) биологическая система; в) личностная система; б) культурная система; г) социальная система*

17. В структуре действия Т. Парсонса функцию поддержания образца выполняет:

а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.

18. Совокупность повторяющихся взаимодействий, соотнесенных друг с другом и проявляющихся в определенном поведении, называется: а) социальным движением; б) социальным изменением; в) социальным отношением; г) социальным процессом.

19. Одной из форм проявления социальных взаимодействий выступают:

а) социальные отношения; б) социальные признаки; в) социальные теории; г) социальные факты.

20. Социальные отношения, основанные на равноправном конструктивном диалоге, договорном регулировании, называются:

а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.

21. Социальные отношения, характеризуемые попечительским, заботливо-отеческим, покровительственным стилем, на

а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.

22. Социальные отношения, предусматривающие строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие правила взаимоотношений, называются: а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.


ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 4

1. Понятие социальной структуры связано с рассмотрением общества как.

а) социальной группы; б) социально-культурной реальности; в) социальной общности; г) социальной системы.

2. Формулировка «Модель устойчивого повторяющегося поведения» относится к определению:

а) социальной группы; б) социальной общности; в) социальной структуры; г) социального статуса.

3. Социальная система характеризуется:

а) социальной сплоченностью; б) социальным статусом; в) социальной структурой; г) социальным конфликтом.

4. Социальная структура характеризуется: а) горизонтальной упорядоченностью; б) вертикальной упорядоченностью;

в) горизонтальной и вертикальной упорядоченностью; г) отсутствием упорядоченности.

5. Отражением уровня экономического развития общества выступает: а) социально-демографическая структура;

б) социально-классовая структура; в) социально-конфессиональная структура; г) социально-этническая структура.

6. Соотношение работников молодого и предпенсионного возрастов в трудовом коллективе характеризует его:

а) социально-демографическую структуру;                                                 б) социально-классовую структуру;

в) социально-профессиональную структуру;                                             г) социально-этническую структуру.

7. Лидерство выступает проявлением: а) групповой динамики;                              б) социализации личности;

в) социальной стратификации;             г) социальной мобильности.

8. Первичные социальные группы характеризуются:

а) половозрастными особенностями;                                                               б) профессионально-квалификационными особенностями;

в) социально-экономическими особенностями;                                      г) эмоционально-психологическими особенностями.

9. Престиж конкретных специальностей и учебных заведений влияет на формирование:

а) социально-демографической структуры общества;                                   б) социально-конфессиональной структуры общества;

в) социально-профессиональной структуры общества;                                 г) социально-этнической структуры общества.

10. Совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого  отношении других - это: а) социальная группа; б) социальная общность; в) социальный класс; г) социальная страта.

11. Работники универмага «Беларусь» представляют собой:

а) вторичную социальную группу;                                                                      б) неформальную социальную группу;

в) номинальную социальную группу;                                                              г) первичную социальную группу.

12. Общественное разделение труда выступает основой:

а) социальной адаптации; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социального неравенства.

13. Общественное распределение результатов труда выступает основой:

а) социальной интеграции; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социальной стратификации.

14. Социальная стратификация выражает:

а) социальную адаптацию; б) социальную дифференциацию; в) социальную интеграцию; г) социальную конфронтацию.

15. Сорокин П. А выделял:

а) один вид социальной стратификации;                                                          б) два вида социальной стратификации;

в) три вида социальной стратификации;                                                        г) четыре вида социальной стратификации.

16. Определенный социальный слой, выделяемый в иерархическом делении общества по уровню дохода, престижу, власти, образованию, виду деятельности, называют:

а) социальной группой; б) социальной общностью; в) социальной категорией; г) социальным классом.

17. Одной из характеристик особенностей социальной стратификации конкретного общества выступает:

а) критерий стратификации; б) основа стратификации; в) профиль стратификации; г) роль стратификации.

18. К открытому историческому типу стратификации относится:

а) кастовое общество; б) классовое общество; в) рабство; г) сословное общество.

19. Маргинальные слои населения характеризуются:

а) высоким социальным статусом;                                                                     б) неопределенным социальным статусом;

в) низким социальным статусом;                                                                         г) отсутствием социального статуса.

20. Успешная карьера конкретного молодого специалиста является примером:

а) вертикальной мобильности; б) горизонтальной мобильности; в) групповой мобильности; г) межпоколенной мобильности.

21. Старение нации является характерной особенностью социальной структуры:

а) только белорусского общества; б) всех современных обществ; в) ряда современных стран; г) только постсоветских стран.

22. Основой стабильности и устойчивого социально-экономического развития современных развитых стран выступает:

а) высший слой общества; б) низший слой общества; в) олигархический слой общества; г) средний слой общества.


ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 5

1. Социальный институт - это: а) искусственно-целевое образование;   б) культурно-историческое образование;

в) локально-случайное образование;                           г) профессионально-ориентированное образование.

2. Социальная организация - это: а) искусственно-целевое образование;       б) культурно-историческое образование;

в) локально-случайное образование;                                     г) профессионально-ориентированное образование.

3. Самовозобновляемость, предсказуемость основных форм жизнедеятельности людей в обществе обеспечиваются через:

а) социальные группы; б) социальные институты; в) социальные общности; г) социальные организации.

4. Социальные институты представляют собой:

а) системное объединение социальных связей и норм в определенной области деятельности;

б) случайное объединение взаимодействующих в определенной области индивидов;

5. В своем главном назначении социальные институты общества призваны.

в) способствовать реализации важнейших национальных программ и проектов;

г) удовлетворять важнейшие общественные потребности людей.

6. Важнейшим признаком социальной организации выступает:

а) взаимопомощь; б) деперсонализация; в) самовозобновляемость; г) целеориеитированность.

7. Приором социального института общества является:

а) Верховный суд Республики Беларусь;                                                         б) Международный институт трудовых и социальных отношений;

в) профессиональный союз;                                                                                     г) районное отделение общества Красного Креста и Полумесяца.

8. Примером социальной организации является:

а) банковская система; б) Вооруженные силы; в) ОАО «Минский тракторный завод»; г) студенческое волонтерское движение.

9. Наука относится: а) к институтам культуры; б) политическим институтам; в) правовым инст-м; г) экономическим институтам.

10. Основные черты идеального типа бюрократии сформулировал:

а) М, Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.

11. Такие негативные следствия бюрократизации, как кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми выделял: а) М. Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.

12. Позитивный (западный) и негативный (восточный) типы бюрократии выделял:

а) М. Вебер; б) Т. Веблен; в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.

13. Неформальным лидером социальной организации можно стать в результате:

а) вступления в профсоюзную организацию;                                             б) повышения в должностной иерархии;

в) проявлении индивидуальных личностных качеств;                      г) успешной сдачи служебной аттестации.

14. Форму организации семьи, состоящей из родителей и их детей, называют:

алановой; б) нуклеарной; в) расширенной; г) родственной.

15. Форму брат, основанного на требовании выбора партнера только вне определенной узкой группы, называют:

а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.

16. Форму брака, при котором в супружестве существует более одного партнера, называют:

а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.

17. Форму брака, основанного на требовании выбора партнера только в пределах своей группы, называют:

а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.

18. Тип семьи, в которой нет четко выраженного главы, преобладает ситуативное распределение власти и ролей между супругами, называют: а) матриархальной семьей; б) неотрадиционной семьей; в) патриархальной семьей; г) эгалитарной семьей.

19. Выделение и начало формирования образования как социального института общества относится:

а) к примитивному обществу; б) первобытному обществу; в) доиндустриальному обществу; г) индустриальному обществу.

20. Обязательным уровнем образования для граждан Республики Беларусь является:

а) профессионально-техническое образование; б) общее среднее образование; в) базовое образование; г) последипломное образование.

21. Три смысла употребления термина «социальная организация» выделил:

а) Е. М, Бабосов; б) М. Зебер; в) А. И, Пригожий; г) Н. Смелзер.

22. Совокупность норм, ценностей, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников организации на всех ее уровнях и образуют неписанный кодекс поведения, составляет:

а) неформальную власть социальной организации;                                              б) организационное пространство социальной организации;

в) организационную культуру социальной организации;                                  г) формальную власть социальной организации.


ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 6

1. Социологическое исследование, целью которого выступает приращение научно-теоретического знания, называют:

а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.

2. Социологическое исследование, проводимое для проверки методики исследования, используемого инструментария и т. д., называют: а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.

3. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы построенной микромодели обследуемой совокупности, называют: а) выборочным; в) сплошным; б) монографическим; г) точечным.

4. Социологическое исследование, в котором анализу подвергаются все единицы выбранной типичной части обследуемой совокупности, называют: а) выборочным; б) монографическим; в) сплошным; г) точечным.

5. Степень соответствия используемых в социологическом исследовании показателей тем понятиям, которые они призваны отражать, называется: а) валидностью; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью.

6. Система операций, предписаний с указанием процедур их применения в социологическом исследовании, называется:

а) валидностью; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью.

7. Социологическое исследование, проводимое в реальной социальной ситуации, называют:

а) аналитическим; б) оперативным; в) полевым; г) сплошным.

8. Источником информации при сборе социологических данных методом пикетирования выступает:

а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.

9. Выявление характера межличностных взаимодействий в малых социальных группах осуществляется, как правило, с помощью метода: а) анкетного опроса; б) интервью; в) социометрического опроса; г) экспертного опроса.

10. Важнейшей характеристикой выборки в социологическом исследовании выступает:

а) валидность; б) гетерогенность; в) гомогенность; г) репрезентативность.

11. Вопрос социологической анкеты, на который респондент должен самостоятельно сформулировать содержание своего ответа, называется: а) закрытым; б) контактным; в) открытым; г) сложным.

12. Источником информации при сборе социологических данных методом наблюдения выступает:

а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.

13. Одним из недостатков метода наблюдения в социологическом исследовании выступает:

а) активное продуцированию гипотез;                                                              б) локальность изучаемой ситуации;

в) оперативность получения информации;                                                   г) совместимость с другими методами.

14. Источником информации при сборе социологических данных методом контент-анализа выступает:

а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.

15. Анализ документа, основанный на интуитивном понимании, умственной интерпретации его содержания, называется:

а) количественным анализом; б) контент-анализом; в) традиционным анализом; г) формализованным анализом.

16. Социологическую шкалу, где проявления изучаемых свойств следуют в строгом порядке от наиболее значимой величины к наименее значимой или наоборот, называют: а) интервальной; б) метрической; в) номинальной; г) ранговой.

17. Источником информации при сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает:

а) внешнее проявление социального явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.

18. Социологическую шкалу, состоящую из неупорядоченного перечня альтернативных характеристик свойств изучаемого социального явления, называют: а) интервальной; б) метрической; в) номинальной; г) ранговой.

19. Тип графического изображения данных согтологического исследования в форме смежных прямоугольников, построенных на одной оси, называют: а) гистограммой; б) диаграммой; в) кумулятой; г) полигоном.

20. Начальным этапом прикладного социологического исследования является: а) обработка и анализ данных;

б) подготовка отчета о результатах; в) разработка программы исследования; г) согласование темы исследования.

21. Завершающим этапом прикладного социологического исследования является: а) обработка и анализ данных;

б) подготовка отчета о результатах; в) разработка программы исследования; г) формулировка выводов и рекомендаций.

22. Примером качественного метода социологического исследования является:

а) анкетирование; б) контент-анализ; в) стандартизированное интервью; г) фокус-группа.


ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ № 7

1. Если все время существования человечества, как отмечает Э. Гидденс, мысленно представить как одни сутки, то современные общества появились: а) примерно одну секунду назад; б) примерно 30 секунд назад; в) примерно 3 минуты назад;

2. Если последние 50 тысяч лет человеческого существования, как отмечает А. Тоффлер, разделить на период человеческой жизни, то из полученных примерно 800 таких периодов люди провели в пещерах: а) 650 периодов; б) 70 периодов; в) 6 периодов;

3. Представление об историческом процессе как прогрессе знаний, интеллектуальной и социальной эволюции принадлежит:

а) Э, Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.

4. Представление об историческом прогресс как росте производительных сил и соответствующих изменениях производственных отношений, смене общественно-исторических формаций принадлежит:

а) Э. Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.

5. Представление об историческом процессе как переходе от механической солидарности к солидарности органической, основанной на углублении разделения труда и социальной дифференциации, принадлежит:

а) Э. Дюркгейму; 6) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.

6. Представление об историческом процессе как о широких интегральных социокультурных факторах, определяющих экономическое и политическое развитие, принадлежит:

а) Э. Дюркгейму; б) 0. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.

7. Признание факта усложнения организации человеческого общества, развития его от более простых форм к более сложным присуще: а) веберовской интерпретации социальных изменений;           б) историческому материализму (марксистской традиции);

в) конфликтологическому направлению в социологии;                                                            г) социально-эволюционному направлению в социологии.

8. Признание того, что основой социальных изменений выступает способ производства, который определяется ростом производительных сил, то есть уровнем экономических достижений общества, присуще:

а) веберовской интерпретации социальных изменений;                                         б) историческому материализму (марксистской традиции);

в) конфликтологическому направлению в социологии;                                         г) социально-эволоюциошюму направлению в социологии.

9. Признание того, что никакая однофакторная теория не может объяснить все многообразие социального развития человечества, что помимо экономических не меньшее значение имеют и другие факторы, присуще:

а) веберовской интерпретации социальных изменений;                                        б) историческому материализму (марксистской традиции);

в) конфликтологическому направлению в социологии;                                         г) социально-эволоюционному направлению в социологии.

10. Социальные изменения происходят:

а) на макро- и микроуровне; б) только на макроуровне; в) только на микроуровне.

11. В строгом научном смысле понятие «социальное изменение» по отношению к понятию «социальное развитие»:

а) имеет более узкое значение; б) имеет более широкое значение; в) не связано по значению; г) тождественно по значению.

12. Процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и системах социальных взаимоотношений - это:

а) социальное движение; б) социальное изменение; в) социальный контроль; г) социальный процесс.

13. Важнейшим признаком всякого социального развития является:

а) маятниковость; б) направленность; в) необратимость; г) цикличность.

14. Автором теории «стадий экономического роста» является:

а) Р. Арон; б) Д. Белл; в) У. Ростоу; г) А. Турен.

15. К сторонникам, признающим социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, относится:

а) Р. Дарендорф; б) Р. Мертон; в) Т. Парсонс; г) Н. Смелзер.

16. Социальная революция и социальная эволюция - это:

а) антагонистические стороны социального развития;                                             б) взаимоисключающие стороны социального развития;

в) взаимосвязанные стороны социального развития;                                             г) тождественные стороны социального развития.

17. Глобализация современного мира связана с интернализацией:

а) всех сторон жизни стран и народов;                                                                                  б) культурных отношений стран и народов;

в) политических отношений стран и народов;                                                                 г) экономических отношений стран и народов.

18. Совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе - это:

а) социальное движение; б) социальное развитие; в) социальный контроль; г) социальный прогресс.

19. Общие цели социального движения и способы га достижения определяются: а) на стадии формирования движения;

б) на стадии мобилизации движения; в) на стадии формализации движения; г) на завершающей стадии движения.

20. Примером социального движения является: а) Белорусский республиканский союз молодежи;

б) социальное волонтерство; в) Всемирная федерация профсоюзов; г) экономическая система.

21. Какое из приведенных утверждений наиболее точное?

а) молодежь выступает нейтральным звеном социальных изменений;                               б) молодежь выступает объектом социальных изменений;

в) молодежь выступает объектом и субъектом социальных изменений;                       г) молодежь выступает субъектом социальных изменений.

22. Движение антиглобалистов, прежде всего, отражает: а) негативную сторону глобализации;

б) недопустимость глобализации; в) позитивную сторону глобализации; г) противоречивость глобализации.


 

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Приложение 4

Вариант ответа занятия

№ вопроса

Тест№1

Тест №2

Тест №3

Тест №4

Тест №5

Тест №6

Тест №7

1

г

г

в

г

б

г

б

2

а

б

б

в

а

б

а

3

в

а

в

в

б

а

б

4

г

в

а

в

а

б

в

5

г

в

в

б

г

а

а

6

в

в

б

а

г

в

г

7

г

б

а

а

в

в

г

8

г

в

а

г

в

г

б

9

б

г

б

в

а

в

а

10

г

в

в

а

а

г

а

11

в

б

г

а

в

в

б

12

в

а

а

г

а

а

б

13

в

г

а

г

в

б

б

14

г

б

а

б

б

б

в

15

г

в

в

в

в

в

а

16

б

в

г

г

б

г

в

17

в

г

б

в

г

в

а

18

а

а

в

б

г

в

а

19

а

б

а

б

в

а

б

20

б

б

б

а

в

г

б

21

а

а

в

в

в

б

в

22

б

а

а

г

в

г

а