10.Особенности
эпохи Возрождения и их отражение в фил. мысли.
13.
Фил. эпохи Просвещения: сущность и особенности.
15.
Идеализм и диалектика Гегеля.
17. Сущность и исторические судьбы
марксизма как философской системы.
18.
Позитивизм и его эволюция.
23. Основные идеи русской философии
второй половины 19 и нач. 20-го в.
24.
Особенности развития философской мысли на Бел.
28. Пространство и время как формы
существование материи.
45. Специфика социального познания.
50. Глобальные проблемы
современности.
Эпоха
возрождения - период перехода от Средневековья к новому времени, охватывающая
период с 14 по 17 вв.
Эта
эпоха Великих Географических открытий, открытий в естествознании, эпоха
зарождения кап. Отношений, глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Франции
и Нидерландская буржуазная революция.
Эпоха начинается в Италии. Ренессанс
осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к
античности как к идеалу. Ренессанс - эпоха художественно эстетическая,
формируется новое искусство, объектом которого выступает ч-к.
В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к
выступает как ценность.
В
эпоху возрождения происходит реабилитация телесно- го,
характерен культ красоты. Это выражается в деятельности известных поэтов,
художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в
особенностях фил.:
1)
Ф - это антропоцентризм.
2)
Ф тесно связана с развитием естествознания
3)
Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа
рассматривается как самостоятельное явление
4)
Поднимаются вопросы естественной морали, естественного права и естественной
религии.
18в. в истории мысли наз-ют
эпохой просвещения. Научные знания, ранее
бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь
распространяются вширь, став предметом обсуждения литераторов, популярно
излагавших последние достижения науки и философии. Уверенность
в мощи чел разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающим
условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи
Просвещения. При этом просветители апеллируют не просто к разуму - ведь
разум лозунг и метафизиков - а к разуму научному, который опирается на опыт и
свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверх
опытных <гипотез>. Чел в философии 18века предстает ,
с одной стороны, как отдельный индивид, действующий в соответствии со своими
частными интересами. С другой стороны, человек - носитель разума и
справедливости. Столкновение эгоистического индивида и <человека вообще>
составляют основу коллизии и в литературе 18в.
Просвещение представляет собой далеко не
однородное явление : оно имеет свои особенности в Англии,
Франции, Германии и России. Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно
выражало умонастроение поднимающейся и крепнущей буржуазии. Жизнь буржуа была
направлена на мирское наслаждение и мирские интересы, на земной мир. Это имело
антитеологический и антиметафизический характер.
Метафизика практически потеряла всякое доверие.
В Англии : Дж Локк,
Дж. Толанд, А. Коллинз , Т.
Рид, А. Смит.
Во Франции : Ж.Ж.
Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах.
Вершиной развития философии нового времени -
это немецкая классическая философия. Она представлена именами Канта, Гегеля,
Фейербаха и др. В это время Германия была экономически и политически отсталой
страной. Немецкая буржуазия была не способна выступить против феодальных
порядков. Поэтому общественно-политические вопросы решались в форме абстрактных
теоретических систем. В рамках немецкой философии были выработаны проблемы
диалектики и теории познания.
Гегель (1770-1837) создает диалектику как
систему, формулирует законы и категории диалектики. Мировое развитие по Гегелю
- развитие абсолютной идеи (духа). Идея первична. Абсолютная идея порождает
природу, а индивидуальное и общественное сознание - гос-во
и всю всемирную историю. Мировое развитие имеет в себе внутреннюю цель - осознать себя, свой путь. Абсолютная
идея осознает себя в религии, искусстве
и Ф.
Общий вывод гегелевской
Ф.: Все разумное действительно, все действительное разумно.
Гегель считает, что зло и несовершенство мира
преодолевается с помощью разума. Это оптимистическая и реалистическая философия.
В диалектике понятий в развитии абсолютной
идеи Гегель угадал диалектику внешнего мира, сформулировал основные законы
развития на идеалистической основе. В Ф. Гегеля имеется неразрешимое противоречие между его диалектич-м
методом, кот требует постоянного разв-я и его идеалист-й системы, кот требует завершения развития. У Г. развитие Ф. заканчивается его
собственной Ф., а разв-е общ-ва - прусской монархией.
Маркс обратился к низам общ-ва,
кот должны освободить себя и весь мир от частной собственности. Центр-й идеей марксизма явл.
материалистическое понимание истории: люди сами творят историю, но при обстоятельствах,
от них не зависящих, люди - актеры и авторы собственной драмы. Не сознание
людей опр их бытие, а бытие
опр. сознание. Развитие общ-ва есть естественный ист.
процесс. Общ-е пр-во - пр-во
мат и дух ценностей. Пр-во выступает определяющим.
Марксизм не отрицает роль идей, роль духовного. Маркс сформулировал
краеугольные положения учения о коммунизме.
Коммунизм кладет конец предыстории человечества и открывает его
подлинную историю, которая свободна от антагонизмов м/у
людьми и природой. Коммунизм уничтожает отчуждение ч-ка
от об-ва. Богатство Коммунистического
об-ва - свободное время.
Абсолютизация марксистской теории , не учит опыта истор. развития,
привели в 20в к существованию тоталитарного об-ва.
Это нельзя ставить в вину Марксу. М различал соц-фил
и соц-полит стороны своего учения. Соц-полит теория, писал М, будет зависеть от характера
эволюции европ. капитализма, от соц расслоения европейского общ-ва.
<Открытое общ-во и его враги>. К.Поппер.
Позитивисты отрицают все фил. проблемы, которыми занималась
философия на протяжении многих лет. По их мнению фил. недолжна выходить за рамки позитивного, положительного
знания. т.е. опытных данных наук. А науке не доступна сущность вещей. Она может
описывать лишь внешние связи между явлениями. Характерная черта позитивизма -
агностицизм. Позитивизм (особенно его первые формы) выступает как субъективный
идеализм. Позитивизм трактует опыт, как совокупность ощущений чка. Возникает в конце 19-го века.
1-ая форма позитивизма - позитивизм Конта,
Миля и Спенсера. Они считают, что фил. должна обобщать научные знания. 2-ая - эмпириокритицизм. (Макк и Авенариус). Характерный
субъективный реализм.
3-я - неопозитивизм. (Шлиг
и Карнап). Фил. должна
заниматься изучением природы научного знания. Критерий истины - опыт. 4-ая - пост
позитивизм. Исследует соц. природу научного знания и эффективность научной
теории.
Для России 19в. и начало 20 - это век классики
и в фил. и в литературе.
Русская фил. этого времени -
это фил. предупреждения, кот. не услышали. У истоков русской фил. 19 века стоит
Чаадаев.
Чаадаев написал серию фил.
писем. После публикации 1-ого письма, он был объявлен
сумасшедшим, редактор сослан в Сибирь. Это был открытый протест против самодержавия
и крепостничества. Ч. рассматривает каким путем
должна идти Россия: путем Запада или своим путем. Идеи Ч. развивали и западники
и славянофилы. - Киреевский, Самарин, братья Аксаковы. Они обосновывали
самобытный путь развития Росс. В основе прогресса должны лежать православные,
которые должны являться основой мировоззрения. Общине, которая гармонизирует
личный и общественный интерес и монархия, которая оберегает об-во
от революций. Славянофилы видели и вскрывали противоречия м/у
властью и об-ам, м/у
народом и дворянством. Западники - Герцен, Гроновский,
Боткин, Тургенев. Осн. идеи: Росс. С петровских
времен необратима привязан к западу и должна идти по
капиталистическому пути. Западники высоко оценивают фил. Гегеля, ориентируются
на развитие науки, естествознание. В
60-70гг. представителями славянофильской традиции выступили:
Аполлон-Григорьев, Достоевский, Страхов. Идеи: почва - глубины народной жизни,
из которых выводится самобытный путь Росс. Достоевский - столько же философ,
сколько и писатель. Диалектика его идей воплощается в столкновении героев его
произведений. Он рассматривает антропологические проблемы и пр-мы
оправдания бога. Человек - это противоречие темных и светлых сторон, сознательного
и бессознательного. Ч-к
иногда не умеет исп
дарованную ему свободу и тогда в ч-ке торжествуют
темные силы. Часто к истине ч-к приходит ч-з страдания, преступления и наказания. Ч-к не может прожить без бога. Потеря веры в бога иногда превращ-ся в человека-божество. Достоевский большую роль
отдавал христианству. Он ценил красоту, но считал, что красоту надо защищать.
Достоевский делит ист-ю человечества на 3 части:
патриархальность, цивилизация, христианство. Соц-зм
Достоевский оценивал лишь как путь внешнего устроения человечества. Главное же
- нравственное самоусовершенствование.
Толстой (1828-1910) Он отлучен от церкви,
т.к. он отвергает церковное истолкование истин Иисуса. Идеи Толстого - панморализм (чистая тирания морали), в личности должно
подавляться все, а главенствовать только моральное сознание.
Ф. Скарина . Основные ценности фил. Скорины – этические ценности, дух. практические, любовь и тд. Для Скарины характерен возрожденческий антропоцентризм и в тоже время вера в загробную
жизнь. Скорина выступает за свободу
личности и в тоже время против индивидуального.
Выступает за общее благо. Развивает идеи естественного права. Выступает за
преобразование религии в соответствии с гуманистическими ценностями. Скорина
реабилитирует ценность земной науки, развивает свои идеи в предисловиях и комментариях к публикуемым религиозным произведениям. Его
интересует духовный мир ч-ка. Его самосовершенствование
выступает предпосылкой совершенствования обва. Он
ценит мудрость ч-ка. Ч-ка
Скорина рассматривает как единство общественное, только в об-ве
жизнь ч-ка наполняется смыслом. Скорина выступает за
служение об-ву, любовь к ближнему
ппонимается им как норма повседневного поведения.
Справедливость и человеколюбие должны быть основой морального закона. Фил. Скарины - сочетание христианской истины, истин античных и
истин эпохи возрождения.
Михаил Гусовский
<песня про Зубра>. Воздает гимн человеческому
разуму. Он выступает за изучение жизни простого люда, за просвещение, за
прекращение междоусобных войн. Одним из первых подверг критике христианские догматы.
Пространство - это взаимное расположение
материальных объектов, их способность занимать объем, иметь протяженность, их
свойство иметь определенную структуру, форму. Время - это длительность существование
процессов, продолжительность изменения, смена состояний объектов. Ритмичность -
это всеобщее свойство пространства и времени:
-
объективность; - безграничность
-
бесконечность;
-
единство прерывности и непрерывности
Особенные свойства пространства - трех мерность и симметричность
Особенные свойства времени:
-
одномерность; - одно направленность
-
необратимость
В истории философии существовали две основные
концепции пространства и времени:
1) Субстанционная.
Пространство и время понимается как субстанции, т.е. самостоятельное
существование независимо от материальных тел. Пространство - это пустое
вместилище тел, а время как вместилище событий. Естественнонаучное обоснование
этой концепции - механическая картина мира.
2) Реляционная. Пространство и время понимается
как особые отношения между объектами и процессами и вне
их не существуют. Естественнонаучное обоснование -
это теория относительности Эйнштейна. Общая и специфическая теории
относительности Эйнштейна подтверждают связь пространства и времени между собой
и с материальными носителями.
Пространство и время абсолютны как всеобщие,
бесконечные вечные формы бытия материи. Они относительны, т.к. их свойства
зависят от отдельных материальных систем. Пространство обладает количественной
бесконечностью. Это не имеющая ни начала ни конца
связь существующих материальных предметов, процессов. Качественная бесконечность
пространства - это бесконечное многообразие различных уровней организации
материи и их пространственных свойств. Бесконечность времени связана с
вечностью материи. Конечность пространства - это прерывность, дифференцированность материи. Конечность времени - это конечность
существования отдельных материальных систем. Конкретные представления о пространстве
и времени меняются с развитием познания. Различают структурные уровни
организации материи характеризующиеся специфическим,
пространственно-временными особенностями.
Социальная философия - это раздел философии,
изучающий закономерности развития общества и его отдельных сфер. Специфика
социального познания определяется спецификой изучаемого объекта:
1) Предмет социального познания - мир человека,
отношения людей, где переплетаются материальное и идеальное, объективное и
субъективное, сталкиваются интересы людей, законы общества проявляются через
деятельность людей, преследующих свои цели.
2) Социальное познание связано с оценкой
явлений с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д.
3) Для социального познания характерна ориентация
на качественную окраску событий,на
анализ единичного, индивидуального на основе общих закономерностей.
4) Законом постижения объекта в социальном
познании является диалог личностей,текстов,
культур.
5) Изучение общества происходит по идеальной
модели.
Различные направления философии по-разному
трактуют законы развития общества. Субъективный идеализм утверждает, что каждый
человек индивидуален, неповторен.Поэтому
бессмысленно говорить об общих законах развития общества. Объективные идеалисты
считают, что жизнь людей подчиняется общим законам. Эти общие законыявляются общими законами развития идей, сознания,
духовного. В истории Фил.
очень долго господствовало идеалистическое
понимание истории - общественное сознание определяет общественное бытие, историю
творят великие личности. Марксистская философия сформулировала материалистическое
понимание истории: общественное бытие определяет общественное сознание;
общественное сознание обладает определенной активностью и относительной самостоятельностью.
Проблемы нельзя решить в рамках одной
страны. Проблемы:
1) экологическая
2) ядерные угрозы
3) демографическая
4) ограниченное кол-во ресурсов