Оглавление
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ
Томы для индивидуальных реферативных
сообщений:
1. Социологическое
воображение, его сущностью признаки.
2. Непосредственные
теоретические предшественники социологической науки (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо,
А. Сен-Симон).
3. Основоположники социологии
как науки (О. Конт, К. Маркс, Г. Спенсер, А. Кетле).
4. Вклад Э. Дюркгейма и М.
Вебера в развитие социологии на рубеже XIХ-ХХ вв.
5. Этапы развития
социологической мысли.
6. Развитие социологии в
России на рубеже XIX-XX вв.,
7. Вклад П. Сорокина в
развитие социологии в первой половине XX в.
8. Вклад Т. Парсонса в
развитие социологии в середине XX в.
9. Развитие социологии в
Беларуси.
10. Плюрализм современных социологических
теорий.
11. Функции социологии как
науки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАДАНИЯ
1.
Проанализируйте определения понятия «социология» следующих авторов: М. Бабосова, М. Вебера, Э. Гидценса,
Г. В. Осипова, Н. Смелзера, А. Сорокина, В. А.. Дцова (табл. 2).
Таблица 2
Определения понятия «социология», данные разными авторами
Автор |
Содержание понятия |
Е. М. Бабосов |
Социология - это наука об
особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и
взаимодействия различных социальных систем, о механизмах и формах проявления
этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в
целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных
исторических условиях |
М. Вебер |
Социология есть наука,
стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально
объяснить его процесс и воздействие |
Э. Гидденс |
Социология - это изучение
общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и
захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как
социальных существ, поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от
анализа случайных столкновений на улице до исследований глобальных социальных
процессов |
Г. В. Осипов |
Социология - наука об общих и
специфических законах и закономерностях развития и функционирования
исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах
проявления этих | законов в деятельности личностей, социальных групп,
классов, народов. Объектом социологического познания является общество,
рассматриваемое как единый социальный организм |
И. Смелзер |
Социология - это научное
изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их
на основе научного анализа |
П. Сорокин |
Социология
- это наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных |
В.А. Ядов |
Социология есть наука о
становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций
и социальных процессах, наука о социальных отношениях как механизмах
взаимосвязи и взаимодействия. Между многообразными социальными общностями;
наука о закономерностях социальных действий и массового поведения |
Выделите наиболее характерные, с Вашей точки зрения, признаки
предметной области социологии как науки, содержащиеся в определениях
вышеназванных авторов.
2. Сформулируйте свое понимание выражения «социологический образ
мышления)? на основе изучения и усвоения сущности понятий «объект социологии» и
«предмет социологии». Раскройте его характерные черты, покажите особенности
проявления в поведении людей.
3.
На основе изучения учебно-методической литературы выделите наиболее важные
функции социологии как науки и учебной дисциплины. Перечислите основные функции
социологии с кратким определением их сущности.
Предложите свое понимание
необходимости изучения социологии для подготовки современного специалиста
экономического (юридического) профиля.
1. Предмет социологии как науки:
а)
существует независимо от ученых-социологов; б)
определяется путем консенсуса ученых-социологов;
в)
определяется мнением большинства ученых-социологов; г)
существует в субъективном представлении ученых-социологов.
2. Кто из французских мыслителей вместе с А. Сен-Симоном поставил задачу
создания новой науки об обществе?
а) О. Конт; б) Р. Оуэн; в)Ж.-Ж.Руссо;
г) Ш. Фурье.
3. Определение социологии как науки, изучающей поведение людей, живущих в
среде себе подобных, принадлежит:
а) М. Веберу; б) Э. Гидденсу; в) П. А. Сорокину; г) В. А. Ядову.
4. Как первоначально называлась
наука об обществе, впоследствии получившая название «социология»?
а) социальная динамика; б) социальная механика; в) социальная статика; г) социальная
физика»
5. Труд А. Кетле
«О человеке и развитии его способностей, или Опыт социальной жизни» имел значение прежде всего для развития: а) общесоциологических теорий; б) специальных социологических
теорий;
в) фундаментальных основ социологии; г) эмпирической
базы социологии.
6. В истории развития
социологической науки М Вебера относят к представителям:
а) этапа предшественников
социологии; б) этапа возникновения
социологии;
в) классического
этапа социологии; г) современного этапа социологии.
7. Кого из представителей
социологической науки называют русско-американским социологом?
а) М Ковалевского; б) Т. Парсонса; в) Е. де Роберти;
г) П. Сорокина.
8. В истории развития
социологической науки Э. Гидденса относят к
представителям:
а) этапа предшественников
социологии; б) этапа возникновения
социологии;
в) классического этапа
социологии; г) современного
этапа социологии.
9. Кто из представителей мировой
социологии является автором труди «О разделении
общественного труда»?
а) М. Вебер; б) Э.
Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) П. Сорокин.
10. Хоторнский эксперимент в социологии
связан с эмпирическими исследованиями вопросов:
а) влияния индустриализации на
среду обитания; б) влияния миграции на условия
жизни работников;
в) влияния урбанизации на
культурную среду; г) влияния
условий труда на рост производительности»
11. Сектор конкретных социальных
исследований Института философии и права АН
БССР был создан:
а) в 2000 г.; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921 г.
12. Первым руководителем сектора конкретных
социальных исследований Института философии и права АН БССР был:
а) Е. M. Бабосов; б) Р. В. Гребенников; в) Г.
П. Давидюк; г) 3. И.. Монич.
13. Первым руководителем
Проблемной научно-исследовательской социологической лаборатории БГУ был:
а) Г. П. Давидюк;
б) С. Д. Лаптенок; в) И.
Н. Лущинский; г) Ю. Г. Юркевич.
14. Кафедра социологии и
первобытной культуры БГУ была создана:
а) в 2000 г.; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921 г.
15. Первым из перечисленных
современных белорусских социологов ученую степень доктора социологических наук
получил:
а) Р. В,
Гребенников; б) Д. Г. Ротман;
в) Л. Г. Титаренко; г) С.
А. Шавель
16. Институт социологии АН
Республики Беларусь был создан:
а) в 2000 г.; в) 1968 г.; б) 1990
г.; г) 1921 г.
17. Главным редактором журнала
«Социология» (г. Минск) является:
а) Е. М. Бабосов;
б) Г. П. Давидюк; в) А.
И.Данилов; г) А. Н. Елсуков.
18. Белорусское социологическое
общество было учреждено:
а) в
2000 п; в) 1968 г.; б) 1990 г.; г) 1921г.
19. Современным белорусским социологом,
которому в 2005 г. решением Ученого совета МГУ ит. Ломоносова присуждена премия
имени И А. Сорокина, является:
а) Е.
М. Бабосов; б) Г. П. Давидюк;
в) А. Н. Данилов; г) А. Н. Елсуков
20. Какое из приведенных утверждении
наиболее правильное? Современная социология - это:
а) комплекс прикладных
социологических исследований и эмпирического знания; б) многоуровневый комплекс теорий
и типов знания;
в) комплекс социологических
теорий среднего уровня; г) комплекс общесоциологических
теорий.
21. Структурный функционализм
выступает: а) общесоциологической
теорией; б) социологической теорией
среднего уровня;
в) отраслевой социологической
теорией; г) эмпирическим социологическим
знанием.
22. Формированию научных
представлений об обществе, более целостному восприятию окружающей социальной
реальности способствует: а) критическая функция
социологии; б) мировоззренческая
функция социологии;
в) прогностическая функция
социологии; г) управленческая функция
социологии.
1. С биологическим организмом,
каждый орган которого выполняет определенные функции, сравнивал общество:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г.
Спенсер.
2. В надындивидуальной духовной реальности,
основанной на «коллективном сознании», то есть на общности коллективных
представлений, чувств, верований и т, д., видел первооснову общества:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
3. В ориентированных друг на
друга социальных
действиях видел
первооснову общества:
а) М.
Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) Т. Парсонс; г) Г. Спенсер.
4. В общности фундаментальных
норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности,
видел первооснову общества: а) М. Вебер; б) 3. Дюркгейм; в) Т.
Парсонс; г) Г, Спенсер.
5. Резкое возрастание роли знания
и информации характерно: а) для доисторических обществ; б) для индустриального общества;
в) для постиндустриального
общества; г) для традиционного общества.
6. Разрыв, связанный с более
быстрыми переменами в материальной жизни и производство по сравнению с
изменениями в нематериальной культуре общества, называют: а) аномией общества; б) дисфункциями общества; в) культурным
лагом;
7. Элементы культуры, имеющие
место во всех культурах, называют:
а)культурным
пегом; б) культурными
универсалиями; в) социальными нормами, г) социальными ценностями.
8. Культуру отдельных социальных
групп, слоев, общностей называют:
а) массовой культурой; б) народной культурой; в) субкультурой;
г) элитарной культурой.
9. Родовым, указывающим на
принадлежность особи к живым биологическим существам, выступает в социологии
понятие: а) индивид; в) личность; б) индивидуальность; г) человек.
10. Совокупность интегрированных в
индивиде социально-значимых черт, социальных отношений данного общества
выражает в социологии понятие: а) индивид; б) индивидуальность; в) личность;
г) человек.
11. Иерархическая структура
личности по К. К. Платонову выражает: а) биологическую природу личности;
б) биосоциальную природу личности; в) психологическую природу
личности; г) социальную природу личности.
12. Конкретное место, занимаемое
личностью в системе общественных отношений, это:
а) социальная
позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) социальный статус.
13. Положение личности в обществе,
обусловленное социальной значимостью выполняемых ею общественных функций,- это:
а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный
престиж; г)
социальный статус.
14. Уникальность, неповторимость,
присущие конкретной личности, выражаются в социологии понятием:
a) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) человек.
15. Иерархическое положение того
или иного социального статуса, разделяемое обществом и закрепленное в культуре,
общественном мнении,- это: а) социальная позиция; б) социальная роль; в) социальный престиж; г) статусный набор.
16. Ожидаемое поведение личности,
обусловленное ее социальным статусом - это:
а) социальная мобильность; б) социальная позиция; в) социальная роль; г) социальный престиж.
17. Прогресс приобретения
индивидом социальных навыков, вхождения его в социальную среду, освоения им
социального опыта называется: а)воспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией
личности.
18. Процесс целенаправленного
формирования у индивида социальных навыков, включения его в социальную среду
для приобретения им социального опыта называется:
а) воспитанием личности; б) девиацией личности; в) маргинализацией личности; г) социализацией личности.
19. Ролевой конфликт личности -
это:
а) внутригрупповой конфликт; б) внутриличностный конфликт; в) межгрупповой конфликт; г) конфликт между личностью и
группой.
20. Американский социолог Джордж Мид в обучении ребенка выполнению ролей взрослых выделял:
а) две стадии; в) четыре стадии; б) три
стадии; г) пять стадий.
21.
российский социолог В. А. Ядов называет тип личности, наиболее отвечающий
объективным условиям данного этапа развития общества: а) базисным типом личности
22. типологию личности в зависимости от соотношения характерных
для нее социальных ценностей и соответствующих им средств достижения
разработал: а) Р.
Мертон; б) В. Г. Немировский;
в) Э. Фромм; г) В. А. Ядов.
1. Простейшим проявлением
социальных связей выступают:
а) социальные взаимодействия; б) социальные институты; в) социальные
контакты; г) социальные отношения.
2. Кратковременные, легко
прерываемые социальные связи, вызываемые соприкосновением людей в физическом и
социальном пространствах,- это: а) социальные действия; б) социальные контакты; в) социальные отношения. г) социальные факты.
3. Первоначальным и необходимым
звеном формирования социальных взаимодействий выступают:
а) контакты заинтересованности;
б) контакты обмена; (г) пространственные контакты.
4. Социальные контакты, в которых
проявляются индивидуальные черты личности или особенности других социальных
объектов, называют: а) контактами заинтересованности; б) контактами обмена; в) пространственными контактами.
5. Зависимость между людьми,
реализованная через социальное действие,- это:
а) социальный процесс; б) социальная общность; в) социальная
связь; г) социальный факт.
6. Покупка пассажиром газеты в
привокзальном киоске является приемом социального:
а) контакта заинтересованности; б) контакта обмена; в) пространственного контакта.
7. Понятие «социальное действие» впервые ввел и научно
обосновал в социологии:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) О. Коят;
г) Т. Парсонс.
8. Ориентация на ответное
поведение других людей является у М. Вебера одним из признаков:
а) социального действия; б) социального контакта; в) социального процесса; г) социальною факта
9. Необходимым признаком социального действия
по М Веберу является: б) внутренняя мотивация
10).
Из
выделяемых М. Вебером типов действия наиболее высоким уровнем рациональности
обладает:
а) аффективное действие; б) традиционное действие; в) целерациональное действие; г) ценностно-рациональное
действие.
11. Действие как единичный акт и
одновременно как социальную систему рассматривал в своем анализе:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) 0. Конт; г) Т.
Парсонс.
12. Действие как непосредственное
взаимодействие людей рассматривал в своем анализе:
а) М. Вебер; б) Э. Дюркгейм; в) 0. Конт; г) Т. Парсонс.
13. Система взаимообусловленных
социальных действий, когда действие одного субъекта является одновременно
причиной и следствием ответных действий других субъектов, называется:
а) социальным взаимодействием; б) социальным движением; в) социальным процессом; г) социальным фактом
14. В структуре действия Т. Парсонса
функцию адаптации выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система.
15. В структуре действия Т.
Парсонса функцию целеполагания выполняет:
а) биологическая система; б) культурная система; в) личностная система; г) социальная система,
16. В структуре действия Т.
Парсонса функцию интеграции выполняет:
а) биологическая система; в) личностная система; б) культурная система; г) социальная система*
17. В структуре действия Т.
Парсонса функцию поддержания образца выполняет:
а) биологическая система; б) культурная
система; в) личностная система; г) социальная система.
18. Совокупность повторяющихся
взаимодействий, соотнесенных друг с другом и проявляющихся в определенном
поведении, называется: а) социальным движением; б) социальным изменением; в) социальным
отношением; г) социальным процессом.
19. Одной из форм проявления
социальных взаимодействий выступают:
а) социальные отношения; б) социальные признаки; в) социальные теории; г) социальные факты.
20. Социальные отношения,
основанные на равноправном конструктивном диалоге, договорном регулировании,
называются:
а) бюрократическими; б) партнерскими;
в) патерналистскими; г) фратерналистскими.
21. Социальные отношения,
характеризуемые попечительским, заботливо-отеческим, покровительственным
стилем, на
а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими;
г) фратерналистскими.
22. Социальные отношения,
предусматривающие строгое разделение иерархически упорядоченных ролей, четкие
правила взаимоотношений, называются: а) бюрократическими; б) партнерскими; в) патерналистскими; г) фратерналистскими.
1. Понятие социальной структуры
связано с рассмотрением общества как.
а) социальной группы; б) социально-культурной
реальности; в) социальной общности; г) социальной
системы.
2. Формулировка «Модель
устойчивого повторяющегося поведения» относится к определению:
а) социальной группы; б) социальной общности; в) социальной
структуры; г) социального статуса.
3. Социальная система
характеризуется:
а) социальной сплоченностью; б) социальным статусом; в) социальной
структурой; г) социальным конфликтом.
4. Социальная структура
характеризуется: а) горизонтальной упорядоченностью; б) вертикальной упорядоченностью;
в) горизонтальной и вертикальной
упорядоченностью; г) отсутствием упорядоченности.
5. Отражением уровня
экономического развития общества выступает: а) социально-демографическая
структура;
б) социально-классовая структура;
в) социально-конфессиональная
структура; г) социально-этническая структура.
6. Соотношение работников
молодого и предпенсионного возрастов в трудовом коллективе характеризует его:
а) социально-демографическую
структуру; б) социально-классовую структуру;
в) социально-профессиональную
структуру; г) социально-этническую
структуру.
7. Лидерство выступает
проявлением: а) групповой
динамики; б) социализации личности;
в) социальной стратификации; г) социальной мобильности.
8. Первичные социальные группы
характеризуются:
а) половозрастными особенностями;
б) профессионально-квалификационными
особенностями;
в) социально-экономическими
особенностями; г)
эмоционально-психологическими особенностями.
9. Престиж конкретных
специальностей и учебных заведений влияет на формирование:
а) социально-демографической
структуры общества; б) социально-конфессиональной
структуры общества;
в) социально-профессиональной
структуры общества; г) социально-этнической структуры
общества.
10. Совокупность индивидов,
взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого отношении других - это: а) социальная
группа; б) социальная общность; в) социальный класс; г) социальная страта.
11. Работники универмага
«Беларусь» представляют собой:
а) вторичную
социальную группу; б) неформальную социальную
группу;
в) номинальную социальную группу; г) первичную социальную группу.
12. Общественное разделение труда
выступает основой:
а) социальной адаптации; б) социального контроля; в) социальной мобильности; г) социального
неравенства.
13. Общественное распределение
результатов труда выступает основой:
а) социальной интеграции; б) социального контроля; в) социальной
мобильности;
г) социальной
стратификации.
14. Социальная стратификация
выражает:
а) социальную адаптацию; б) социальную
дифференциацию; в) социальную интеграцию; г) социальную конфронтацию.
15. Сорокин П. А выделял:
а) один вид социальной
стратификации; б) два вида социальной
стратификации;
в) три
вида социальной стратификации; г) четыре вида социальной
стратификации.
16. Определенный социальный слой,
выделяемый в иерархическом делении общества по уровню дохода, престижу, власти,
образованию, виду деятельности, называют:
а) социальной группой; б) социальной общностью; в) социальной категорией; г) социальным
классом.
17. Одной из характеристик
особенностей социальной стратификации конкретного общества выступает:
а) критерий стратификации; б) основа стратификации; в) профиль
стратификации; г) роль стратификации.
18. К открытому историческому типу
стратификации относится:
а) кастовое общество; б) классовое
общество; в) рабство; г) сословное общество.
19. Маргинальные слои населения
характеризуются:
а) высоким социальным статусом; б) неопределенным
социальным статусом;
в) низким социальным статусом; г) отсутствием социального
статуса.
20. Успешная карьера конкретного молодого
специалиста является примером:
а) вертикальной мобильности; б) горизонтальной мобильности; в) групповой мобильности; г) межпоколенной мобильности.
21. Старение нации является
характерной особенностью социальной структуры:
а) только белорусского общества;
б) всех современных обществ; в) ряда
современных стран; г) только постсоветских стран.
22. Основой стабильности и
устойчивого социально-экономического развития современных развитых стран
выступает:
а) высший слой общества; б) низший слой общества; в) олигархический слой общества;
г) средний слой общества.
1. Социальный институт - это: а) искусственно-целевое
образование; б) культурно-историческое
образование;
в) локально-случайное
образование; г) профессионально-ориентированное
образование.
2. Социальная организация - это: а) искусственно-целевое
образование; б) культурно-историческое
образование;
в) локально-случайное
образование; г) профессионально-ориентированное
образование.
3. Самовозобновляемость, предсказуемость основных
форм жизнедеятельности людей в обществе обеспечиваются через:
а) социальные группы; б) социальные
институты; в) социальные общности; г) социальные организации.
4. Социальные институты
представляют собой:
а) системное объединение
социальных связей и норм в определенной области деятельности;
б) случайное объединение
взаимодействующих в определенной области индивидов;
5. В своем главном назначении
социальные институты общества призваны.
в) способствовать реализации
важнейших национальных программ и проектов;
г) удовлетворять важнейшие
общественные потребности людей.
6. Важнейшим признаком социальной
организации выступает:
а) взаимопомощь; б) деперсонализация; в) самовозобновляемость; г) целеориеитированность.
7. Приором социального института
общества является:
а) Верховный суд Республики
Беларусь; б) Международный институт
трудовых и социальных отношений;
в) профессиональный союз; г) районное отделение общества
Красного Креста и Полумесяца.
8. Примером социальной
организации является:
а) банковская система; б) Вооруженные силы; в) ОАО
«Минский тракторный завод»; г) студенческое волонтерское
движение.
9. Наука относится: а) к
институтам культуры; б) политическим институтам; в) правовым инст-м; г) экономическим институтам.
10. Основные черты идеального типа
бюрократии сформулировал:
а) М, Вебер; б) Т. Веблен;
в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
11. Такие негативные следствия
бюрократизации, как кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над
другими людьми выделял: а) М. Вебер; б) Т. Веблен;
в) Р.
Мертон; г) Т. Парсонс.
12. Позитивный (западный) и
негативный (восточный) типы бюрократии выделял:
а) М. Вебер; б) Т. Веблен;
в) Р. Мертон; г) Т. Парсонс.
13. Неформальным лидером социальной
организации можно стать в результате:
а) вступления в профсоюзную
организацию; б) повышения в должностной
иерархии;
в) проявлении индивидуальных личностных
качеств; г) успешной сдачи служебной
аттестации.
14. Форму организации семьи,
состоящей из родителей и их детей, называют:
а)клановой; б) нуклеарной; в) расширенной; г) родственной.
15. Форму брат, основанного на
требовании выбора партнера только вне определенной узкой группы, называют:
а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией;
г) эндогамией.
16. Форму брака, при котором в
супружестве существует более одного партнера, называют:
а) моногамией; б) полигамией;
в) экзогамией; г) эндогамией.
17. Форму брака, основанного на
требовании выбора партнера только в пределах своей группы, называют:
а) моногамией; б) полигамией; в) экзогамией; г) эндогамией.
18. Тип семьи, в которой нет четко
выраженного главы, преобладает ситуативное
распределение власти и ролей между супругами, называют: а) матриархальной семьей; б) неотрадиционной семьей; в) патриархальной семьей; г) эгалитарной
семьей.
19. Выделение и начало
формирования образования как социального института общества относится:
а) к примитивному обществу; б) первобытному обществу; в) доиндустриальному обществу; г) индустриальному обществу.
20.
Обязательным уровнем образования для граждан Республики Беларусь является:
а) профессионально-техническое
образование; б) общее среднее образование; в) базовое
образование; г) последипломное образование.
21. Три смысла употребления
термина «социальная организация» выделил:
а) Е. М, Бабосов;
б) М. Зебер;
в) А. И, Пригожий; г) Н. Смелзер.
22.
Совокупность
норм, ценностей, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников организации
на всех ее уровнях и образуют неписанный кодекс поведения, составляет:
а) неформальную власть социальной
организации; б) организационное пространство
социальной организации;
в) организационную
культуру социальной организации; г) формальную власть социальной
организации.
1. Социологическое исследование,
целью которого выступает приращение научно-теоретического знания, называют:
а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.
2. Социологическое исследование,
проводимое для проверки методики исследования, используемого инструментария и т.
д., называют: а) аналитическим; б) пилотажным; в) прикладным; г) фундаментальным.
3. Социологическое исследование,
в котором анализу подвергаются все единицы построенной микромодели обследуемой
совокупности, называют: а) выборочным; в)
сплошным; б) монографическим; г) точечным.
4. Социологическое исследование,
в котором анализу подвергаются все единицы выбранной типичной части обследуемой
совокупности, называют: а) выборочным; б) монографическим;
в) сплошным; г) точечным.
5. Степень соответствия используемых
в социологическом исследовании показателей тем понятиям, которые они призваны
отражать, называется: а) валидностью; б) методом; в) методикой; г) репрезентативностью.
6. Система операций, предписаний
с указанием процедур их применения в социологическом исследовании, называется:
а) валидностью; б) методом; в) методикой;
г) репрезентативностью.
7. Социологическое исследование,
проводимое в реальной социальной ситуации, называют:
а) аналитическим; б) оперативным; в) полевым;
г) сплошным.
8. Источником информации при
сборе социологических данных методом пикетирования выступает:
а) внешнее проявление социального
явления; б) документ; в) организованная социальная
ситуация; г) человек.
9. Выявление характера
межличностных взаимодействий в малых социальных группах осуществляется, как
правило, с помощью метода: а) анкетного опроса; б) интервью; в) социометрического
опроса; г) экспертного опроса.
10. Важнейшей характеристикой
выборки в социологическом исследовании выступает:
а) валидность; б) гетерогенность; в) гомогенность; г) репрезентативность.
11. Вопрос социологической анкеты,
на который респондент должен самостоятельно сформулировать содержание своего
ответа, называется: а) закрытым; б) контактным; в) открытым;
г) сложным.
12. Источником информации при
сборе социологических данных методом наблюдения выступает:
а) внешнее проявление социального
явления; б) документ; в) организованная социальная
ситуация; г) человек.
13. Одним
из недостатков метода наблюдения в социологическом исследовании выступает:
а) активное продуцированию гипотез; б) локальность
изучаемой ситуации;
в) оперативность получения
информации; г) совместимость с другими
методами.
14. Источником информации при
сборе социологических данных методом контент-анализа
выступает:
а) внешнее проявление социального
явления; б) документ; в) организованная социальная
ситуация; г) человек.
15. Анализ документа, основанный
на интуитивном понимании, умственной интерпретации его содержания, называется:
а) количественным анализом; б) контент-анализом; в) традиционным анализом; г) формализованным анализом.
16. Социологическую шкалу, где
проявления изучаемых свойств следуют в строгом порядке от наиболее значимой
величины к наименее значимой или наоборот, называют: а) интервальной; б) метрической; в) номинальной; г) ранговой.
17. Источником информации при
сборе социологических данных методом социального эксперимента выступает:
а) внешнее проявление социального
явления; б) документ; в) организованная социальная ситуация; г) человек.
18. Социологическую шкалу,
состоящую из неупорядоченного перечня альтернативных характеристик свойств
изучаемого социального явления, называют: а) интервальной; б) метрической; в) номинальной; г) ранговой.
19. Тип графического изображения данных
согтологического исследования в форме смежных
прямоугольников, построенных на одной оси, называют: а) гистограммой; б) диаграммой; в) кумулятой; г) полигоном.
20. Начальным этапом прикладного
социологического исследования является: а) обработка и анализ данных;
б) подготовка отчета о
результатах; в) разработка программы исследования; г) согласование темы исследования.
21. Завершающим этапом прикладного
социологического исследования является: а) обработка и анализ данных;
б) подготовка отчета о результатах; в) разработка программы
исследования; г) формулировка выводов и рекомендаций.
22. Примером качественного метода
социологического исследования является:
а) анкетирование; б) контент-анализ; в) стандартизированное интервью; г) фокус-группа.
1. Если все время существования
человечества, как отмечает Э. Гидденс, мысленно
представить как одни сутки, то современные общества появились: а) примерно одну секунду назад; б) примерно 30 секунд назад; в) примерно 3 минуты назад;
2. Если последние 50 тысяч лет
человеческого существования, как отмечает А. Тоффлер,
разделить на период человеческой жизни, то из полученных примерно 800 таких
периодов люди провели в пещерах: а) 650 периодов; б) 70 периодов; в) 6 периодов;
3. Представление об историческом
процессе как прогрессе знаний, интеллектуальной и социальной эволюции
принадлежит:
а) Э, Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
4. Представление об историческом прогресс
как росте производительных сил и соответствующих изменениях производственных
отношений, смене общественно-исторических формаций принадлежит:
а) Э. Дюркгейму; б) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
5. Представление об историческом
процессе как переходе от механической солидарности к солидарности органической,
основанной на углублении разделения труда и социальной дифференциации,
принадлежит:
а) Э.
Дюркгейму;
6) О. Конту; в) К. Марксу; г) П. Сорокину.
6. Представление об историческом
процессе как о широких интегральных социокультурных
факторах, определяющих экономическое и политическое развитие, принадлежит:
а) Э. Дюркгейму; б) 0. Конту; в) К. Марксу; г) П.
Сорокину.
7. Признание факта усложнения
организации человеческого общества, развития его от более простых форм к более сложным присуще: а) веберовской интерпретации социальных
изменений; б) историческому материализму
(марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволюционному
направлению в социологии.
8. Признание того, что основой
социальных изменений выступает способ производства, который определяется ростом
производительных сил, то есть уровнем экономических достижений общества,
присуще:
а) веберовской интерпретации социальных
изменений; б) историческому материализму
(марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволоюциошюму направлению в социологии.
9. Признание того, что никакая
однофакторная теория не может объяснить все многообразие социального развития
человечества, что помимо экономических не меньшее
значение имеют и другие факторы, присуще:
а) веберовской интерпретации социальных
изменений; б) историческому материализму
(марксистской традиции);
в) конфликтологическому направлению в социологии; г) социально-эволоюционному направлению в социологии.
10. Социальные изменения
происходят:
а) на макро-
и микроуровне; б) только на макроуровне; в) только на микроуровне.
11.
В строгом научном смысле понятие
«социальное изменение» по отношению к понятию «социальное развитие»:
а) имеет более узкое значение; б) имеет
более широкое значение; в) не связано по значению; г) тождественно по значению.
12. Процесс появления новых черт и
элементов в социальных структурах и системах социальных взаимоотношений - это:
а) социальное движение; б) социальное
изменение; в) социальный контроль; г) социальный процесс.
13. Важнейшим признаком всякого
социального развития является:
а) маятниковость; б) направленность;
в) необратимость; г) цикличность.
14. Автором теории «стадий экономического
роста» является:
а) Р. Арон; б) Д. Белл; в) У.
Ростоу; г) А. Турен.
15. К сторонникам, признающим
социальные конфликты неотъемлемой чертой любого общества, относится:
а) Р. Дарендорф;
б) Р. Мертон; в) Т. Парсонс; г) Н. Смелзер.
16. Социальная революция и
социальная эволюция - это:
а) антагонистические стороны
социального развития; б) взаимоисключающие стороны
социального развития;
в) взаимосвязанные
стороны социального развития; г) тождественные стороны
социального развития.
17. Глобализация современного мира
связана с интернализацией:
а) всех
сторон жизни стран и народов; б) культурных отношений стран и
народов;
в) политических отношений стран и
народов; г) экономических отношений стран
и народов.
18. Совокупность коллективных действий,
направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления
социальным изменениям в обществе или социальной группе - это:
а) социальное движение; б) социальное развитие; в) социальный контроль; г) социальный прогресс.
19. Общие цели социального
движения и способы га достижения определяются: а) на стадии формирования движения;
б) на стадии мобилизации
движения; в) на стадии формализации
движения; г) на завершающей стадии движения.
20.
Примером социального движения является: а) Белорусский республиканский
союз молодежи;
б) социальное волонтерство; в) Всемирная
федерация профсоюзов; г) экономическая система.
21. Какое из приведенных
утверждений наиболее точное?
а) молодежь выступает нейтральным
звеном социальных изменений; б) молодежь выступает объектом
социальных изменений;
в) молодежь выступает объектом и субъектом
социальных изменений; г) молодежь выступает субъектом социальных изменений.
22. Движение антиглобалистов,
прежде всего, отражает: а) негативную сторону глобализации;
б) недопустимость глобализации;
в) позитивную сторону глобализации; г) противоречивость глобализации.
Приложение 4
Вариант ответа занятия |
|||||||
№ вопроса |
Тест№1 |
Тест №2 |
Тест №3 |
Тест №4 |
Тест №5 |
Тест №6 |
Тест №7 |
1 |
г |
г |
в |
г |
б |
г |
б |
2 |
а |
б |
б |
в |
а |
б |
а |
3 |
в |
а |
в |
в |
б |
а |
б |
4 |
г |
в |
а |
в |
а |
б |
в |
5 |
г |
в |
в |
б |
г |
а |
а |
6 |
в |
в |
б |
а |
г |
в |
г |
7 |
г |
б |
а |
а |
в |
в |
г |
8 |
г |
в |
а |
г |
в |
г |
б |
9 |
б |
г |
б |
в |
а |
в |
а |
10 |
г |
в |
в |
а |
а |
г |
а |
11 |
в |
б |
г |
а |
в |
в |
б |
12 |
в |
а |
а |
г |
а |
а |
б |
13 |
в |
г |
а |
г |
в |
б |
б |
14 |
г |
б |
а |
б |
б |
б |
в |
15 |
г |
в |
в |
в |
в |
в |
а |
16 |
б |
в |
г |
г |
б |
г |
в |
17 |
в |
г |
б |
в |
г |
в |
а |
18 |
а |
а |
в |
б |
г |
в |
а |
19 |
а |
б |
а |
б |
в |
а |
б |
20 |
б |
б |
б |
а |
в |
г |
б |
21 |
а |
а |
в |
в |
в |
б |
в |
22 |
б |
а |
а |
г |
в |
г |
а |